Омниканальное R&D становится одним из инструментов, обеспечивающих ускорение доступа российских пациентов к новым разработкам, в том числе локальным. Эта новая инновационная для российского рынка модель будет набирать популярность, считает Рустам Иксанов, вице-президент по исследованиям и разработке продуктов НоваМедики.
Об этом он рассказал в панельной дискуссии «Значение инноваций в развитии здравоохранения в России. Повышение доступности инновационных препаратов. Сотрудничество государства и бизнеса» в рамках Российского фармацевтического форума- 2021, организованного Adam Smith Conferences в Санкт-Петербурге.
Далее мы приводим цитаты из выступления Рустама Иксанова, полностью ознакомиться с которым можно, посмотрев видео ниже.
«Уж коли мы сегодня говорим об инновационных препаратах, почему бы нам не поговорить и об инновационных способах доступа для пациентов и производителей к этим препаратам. Я расскажу о двух моделях, которые позволяют осуществить такой доступ, и которые использует компания «НоваМедика».
Одна из моделей, которую мы реализуем, позволяет объединить усилия венчурных инвесторов, инновационных стартапов и локальной российской компании для того, чтобы, действуя совместно, обеспечить коммерциализацию инновационного продукта в России. В чем особенность такой конструкции? То, что в конечном счете российская компания получает интеллектуальные права на территории России на продукт, который мог быть разработан в другой стране. На мой взгляд, это достаточно важно и необычно, поскольку позволяет локализовать в России не только процесс доступа к способам лечения, но и интеллектуальные права на само ноухау, что дает гораздо больше уверенности в локализации в России этой инновации.
Еще одной особенностью этой модели является то, что в этой конструкции каждый играет свою роль и делает именно то, что лучше всего умеет. Венчурные инвесторы ведут преселекцию перспективных разработок, селекцию и инвестиции в развитие этих проектов. Небольшие стратапы, которые преимущественно локализуются в США и Европе, занимаются непосредственно развитием идей и реализацией программ фармацевтической и клинической разработки. А локальная компания позволяет добавить локальные компетенции, обеспечить коммерциализацию на территории России, которая, возможно, не была бы в ином случае в приоритете у разработчика. И когда российские пациенты смогли бы получить доступ к их инновационному решению и получили ли бы вообще без локального участника - неизвестно. Таких проектов в портфеле у НоваМедики несколько. Все они начинались с очень ранних стадий разработки. Как, например, компания Marinus Pharmaceuticals из США, которая в этом году подает на регистрацию свой оригинальный препарат - мы совместно готовим его к коммерциализации для обеспечения доступа к этому препарату для российских пациентов, страдающих эпилепсией, причем – не самых простых форм этого заболевания. И это достаточно большое количество пациентов.
Вторая модель, о которой я хотел рассказать, начинает набирать популярность в России. Очевидно, что участники инновационного процесса, действующие на территории нашей страны, в последние годы объединяются в некие инновационные сети, группы, что позволят им совместно решать вопросы проектного управления, коммерциализации инноваций от начала и до конца. Возможно, это связано с тем, что на текущий момент не все традиционные институты обеспечения такого процесса, такие как, например, венчурные инвестиции, получили достаточное развитие. Возможно, создание таких коллабораций позволят объединить компетенции друг друга в отсутствии отдельных звеньев при реализации своих проектов. В частности, в составе таких групп могут быть те, кто специализируется на разработке лекарств, доклинических и клинических исследованиях, на определенных этапах in vitro исследований.
Последнее время получил широкое распространение термин «онмиканальный маркетинг». Мне кажется, что та модель, которую я описал, и участником которой является в том числе и НоваМедика (так как одним из направлений нашей деятельность является оказание услуг третьим лицам в части фармацевтической разработки), я бы назвал «омниканальный R&D». Это создание сетей, обеспечивающих взаимное объединение компетенций участников процесса, когда каждый является не просто заказчиком и исполнителем отдельных стадий разработки, но и элементом одной системы, одного глобального проекта. Примеры таких омниканальных R&D-систем уже появились. Например, к нам обращаются некоторые российские разработчики с просьбой помочь объединить участников процесса разработки в один проект, который позволил бы им реализовать своё инновационное решение. Они не испытывают потребности решать задачу шаг за шагом, они испытывают потребность решать задачу системно, объединяя усилия каждой из сторон и интеллект каждой из сторон. Мне кажется, что такая инновационная в российском поле модель, как омниканальное R&D будет набирать популярность, будет становится одним из инструментов, обеспечивающим более быстрый доступ российских пациентов к новым разработкам, в том числе локальным».
Российский фармацевтический форум 2021, который организовывает Институт Адама Смита, состоялся 12-13 мая в Санкт-Петербурге. Это важнейшее для российской фарминдустрии мероприятие, в котором принимают участие руководителей международных и российских производителей, дистрибуторов и розничных сетей.